Interaction Design Patterns (Web)
автор: 2002 Martijn van Welie
перевод: Александр Качанов
Пользователю надо выполнить какую-то задачу, но для этого необходимо выполнять ряд определенных действий, о которых пользователь не знает.
Неопытному пользователю надо выполнить задачу, которую он никогда не выполнял до этого или выполнял, но не так часто. Выполнение задачи зависит от условий (являющихся как бы подзадачами), по которым надо принять решение. Количество этих подзадач невелико, обычно от 3 до 10. Пользователь может хотеть выполнить главную задачу, но может быть незнаком с подзадачами. Подзадачи могут быть расположены в определенном порядке, причем некоторые подзадачи могут зависеть от выполнения других подзадач: например, пользователю надо выполнить определенное действие прежде чем он сможет перейти к следующему. Для достижения цели требуется выполнение определенного количество шагов, но конкретное количество шагов зависит от принимаемого решения на каждом этапе.
Проведите пользователя по процессу выполнения задачи шаг за шагом. Покажите пользователю, какие этапы надо выполнить, сколько их, и какие из них он уже выполнил.
Когда начинается выполнение сложной задачи, сообщите пользователю о том, какая цель будет достигнута, и о том, что для ее достижения необходимо принять несколько решений. Переход к следующему шагу выполняется с помощью любого навигационного механизма (например с помощью кнопок или с помощью шаблона "Постраничный просмотр"). Если пользователь не может перейти к следующей задаче, не выполнив текущую, ему надо сообщить об этом (например, отключив кнопку перехода к следующему этапу). Пользователь должен иметь возможность пересмотреть свои решения по предыдущим этапам.
Пользователю выводится сообщение о назначении каждого данного этапа. Кроме того, пользователь должен видеть, где на каком именно этапе он находится и сколько всего существует этапов в данном процессе. Если выполняется сложная задача, пользователю выводится сообщение о том, что определенная часть задачи была выполнена и результаты выполнения этих задач были обработаны.
В некоторых случаях, если это существенно, пользователю должна быть предоставлена возможность выполнить все этапы за один щелчок мышки используя варианты, принятые по умолчанию. Пользователю должна быть предоставлена возможность отменить выполнение задачи. Эта возможность должна быть ясно выделена визуально.
Видя кнопки навигации, пользователь подразумевает, что при выполнении задачи он идет шаг за шагом по определенному пути. Каждый этап представлен визуально так, чтобы соблюдалось единообразие и при этом выражалась идея поэтапного выполнения задачи. Список подзадач показывает, из скольких этапов состоит процесс и на каком этапе пользователь в данный момент находится. Таким образом проводится обучение пользователя, хотя это может сказаться на времени выполнения задачи. Выполнение пользователем задач в определенном порядке гарантирует, что он не пропустит какие-то важные моменты и следовательно сделает меньше ошибок.
Этот пример взят с сайта KLM, на котором вы можете через Интернет оформить заказ билета
www.klm.nl; www.amazon.com (процесс оформления покупки)
* * *