Eyetracking Study of Web Readers | May 14, 2000
автор: Якоб Нильсен
перевод: Дмитрия Беляева
В мае 2000-го года Пойнтеровский Институт (школа для журналистов, медиа-руководителей и преподавателей журналистики, которая распространяет новости журналистской индустрии, информацию и обзоры – прим. переводчика) выпустил исследование процесса чтения новостей в Веб, сфокусированное в основном на сайтах газет. Его результаты подтверждают сведения из моих исследований 1994 и 1997 годов тему чтения в Веб. И это несмотря на то, что исследования отличались по методам, охваченной аудитории и преследуемым целям и проводились на различных этапах развития Паутины. Как говорится в заметке на полях, пойнтеровскому исследованию присущи некоторые методологические недостатки, делающие сомнительными его отдельные заключения, но основные положения, тем не менее, остаются достоверными. Когда разные люди год за годом приходят к одним и тем же выводам, наступает пора принять результаты их исследований и начинать основывать веб-дизайн на научных данных, а не на воображаемых постулатах.
Содержание Интернета интеллектуально обанкротилось, поскольку практически никогда не создавалось с учетом поведения пользователей в онлайне. Практически все веб-сайты содержат информацию, которая прекрасно может существовать в печатном виде. Даже журналы, которые существуют только в онлайне, наполнены линейными статьями с традиционным блоковым расположением элементов. Ни гиперссылок, ни возможностей для отбора ценной информации. Новые формы содержания, оптимизированные для онлайнового чтения, встречаются крайне редко, и когда меня просят назвать хорошо написанные тексты для Веб, я привожу те же четыре примера: Tomalak's Realm, AnchorDesk, мини-колонка Feed Daily и Yahoo Full Coverage.
Текст привлекает внимание раньше графики
При просмотре веб-страниц только 22% пользователей в первую очередь обращают внимание на графику, и 78% - на текст. Другими словами, в основном смотрят вначале на заголовки, подзаголовки и резюме. Они часто не обращают внимания на изображения вплоть до второго или третьего посещения страницы.
Простые и содержательные заголовки
В подтверждение нашего исследования от 1997 года, пользователи и сейчас предпочитают содержательные заголовки забавным или изящным. Новым результатом стала информация о том, что пользователи часто хвалят заголовки веб-статей за то, что они лучше, чем в печатных газетах. Похоже, что некоторые из новостных сайтов приняли ранние исследования близко к сердцу и принялись переписывать свои заголовки для онлайна.
Поверхностное чтение и избирательное ознакомление
Пользователи в три раза чаще ограничивались поверхностным чтением, нежели знакомились со всей статьей. Даже читая "полную" статью, пользователи обращают внимание только на 75% текста.
Другими словами, обычно люди охотятся за информацией и безжалостно игнорируют детали. Но, схватив добычу, пользователь может нырнуть и поглубже. Таким образом, содержанию Интернета нужно поддерживать оба аспекта доступа к информации: сбор и использование. Текст должен быть доступным для отбора ценной информации, но должен предоставлять и ответы, нужные пользователям.
Поочередное просматривание
По результатам Пойнтеровского исследования, пользователи часто работают с несколькими сайтами:
Я наблюдал такое поведение еще в 1994 году: пользователи чередуют просматривание в разных окнах. Это очень просто на больших мониторах, на которых одновременно может уместиться несколько полностраничных окон, но такое возможно и на небольших экранах. Панель задач Windows облегчает поочередное просматривание страниц, пока количество сессий не превышает примерно восемь.
Признаюсь, я был удивлен, когда впервые наблюдал такого рода чтение в 1994 году. Предыдущие исследования не показывали такого поведения, и вначале я был уверен, что пользователи вначале просматривают весь сайт и пользуются его навигационными возможностями до тех пор, пока не решат, что получили отсюда все, что могут. Ретроспективно становится понятно, почему поочередное просматривание не было замечено ранее: мы просто не изучали достаточно развитые гиперпространства.
Урок, который должны вынести отсюда веб-дизайнеры – пользователи не фокусируются на каком-либо одном сайте. Нет даже такого понятия, как “посещение” сайта: даже когда пользователи “находятся” на вашем сайте, они также сравнивают два сайта. По правде говоря, веб как таковой формирует пользовательский опыт.
Дизайн сайта должен приспосабливаться к людям, которые приходят и возвращаются:
Выводы для неновостных сайтов
На самом деле то, что Пойнтеровское исследование сфокусировано на сайтах газет вовсе не является его недостатком. Изучение одного жанра дает более чистый результат. Но поскольку подавляющее большинство сайтов все-таки не являются газетными, мне хотелось бы упомянуть о некоторых ограничениях в переносе этих результатов на другие типы сайтов, как, например, корпоративные сайты, сайты электронной коммерции или интранеты:
Новое исследование по большей части применимо для всех типов сайтов. Результаты Пойнтеровского исследования подтверждают более ранние результаты, полученные из исследований на основе других типов сайтов, поэтому они относятся к базовым характеристикам веб-чтения, а не ограничиваются исключительно газетной областью.
Хочется надеяться, что добавление еще одного исследования к списку свидетельств различного поведения web-читателей убедит руководителей интернет-проектов в необходимости писать для Веб отдельно и нанять специализированных веб-редакторов, разбирающихся в онлайновом контексте.
Якоб Нильсен
« назад к списку статей
Рекомендую |
Якоб Нильсен Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена на www.ozon.ru на www.books.ru на www.bolero.ru |
Рекомендую |
Якоб Нильсен Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов на www.ozon.ru на www.books.ru |